Эмблема школы
Понедельник, 8 Марта 2021
05:25:33

Главная   Карта сайта   Контакты   Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

  • Главная
  • Школа
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
        • Устав общеобразовательной организации
        • Лицензия
        • Государственная аккредитация
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Локальные нормативные акты
        • Отчет о результатах самообследования
        • Оказание платных образовательных услуг
        • Оказание платных услуг в группах продлённого дня
        • Противодействие коррупции
        • Результаты проверок
        • Обработка персональных данных
      • Образование
        • Образовательная программа
        • Учебный план
        • Рабочие программы дисциплин
        • Годовой календарный график
        • Методические документы
      • Образовательные стандарты
      • Руководство, педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
        • Школьная библиотека
        • Организация питания
          • Что мы сегодня ели!
        • Организация медицинского обслуживания и охрана здоровья обучающихся
      • Виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • Аттестация педагогических работников
      • Нормативные документы
      • Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
      • Результаты профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории
    • Символика школы
    • Новости
    • Программа развития
    • Организация учебно-воспитательного процесса
      • Всероссийская олимпиада школьников
      • Всероссийские проверочные работы
      • Диагностические работы
    • Общественное управление
    • Национальный проект «Образование»
    • Воспитательная работа
      • Краевой закон № 1539
      • Программа Антинарко
      • Военно-патриотическая работа
      • Спортивно-массовая работа
        • ШСК
      • Имени Героя будем достойны
      • Каникулы
        • Безопасность школьника
      • Социальный педагог
      • Культурный норматив школьника
      • Интернет-консультация психолога
    • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
      • ГИА - 11
      • ГИА - 9
    • Центр профориентационной работы
    • Электронный журнал
    • Информационная безопасность
      • Локальнае нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
      • Нормативное регулирование
      • Педагогическим работникам
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
    • Наш профсоюз
    • Специальная оценка условий труда
    • Инновационная деятельность
    • Карта сайта
    • Статистика посещения
    • Объявления
    • Вышестоящие организации
    • Архив
    • Temp
      • Электронные образовательные ресурсы
  • Новости сайта
  • Организация питания
    • Что мы сегодня ели!
  • Электронный журнал
  • Горячая линия!!!
  • Поиск
    • Поиск по сайту

  • E-mail
  • Безопасность школьника


Интернет-консультация психолога

Педагог-психолог: Романенко Екатерина Андреевна

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон горячей линии: +7 (861) 254-21-70

Как не допустить суицид у подростка?

( 0 )
Создано: 04 марта 2021
Обновлено: 04 марта 2021 Опубликовано: 04 марта 2021
Автор: Владимир Просмотров: 19
  • Печать
  • E-mail
Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца. Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье);
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью;
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей;
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность;
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
Что делать родителям, если они обнаружили опасность?

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

  • расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
  • придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
  • помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Вы можете обратиться за помощью:
  1. Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000–122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
  2. Городской психиатрический диспансер — Камвольная, 12 — телефон 8 (861) 231-24-47.
  3. Ресурсный центр «Детство» — запись на консультирование по телефону 8 (995) 207-62-25.

Как не поддаваться панике в условиях пандемии?

( 0 )
Создано: 13 февраля 2021
Обновлено: 04 марта 2021 Опубликовано: 13 февраля 2021
Автор: Владимир Просмотров: 18
  • Печать
  • E-mail

Добрый день, уважаемые учителя, ученики и родители! Советы психолога: как не поддаваться панике в условиях пандемии.

Паника, стресс и постоянный страх вызывают истощение, которое совершенно не способствует сопротивляемости организма и укреплению иммунитета.

Как не поддаваться панике:

1. Убедитесь, что вы делаете все возможное, чтобы обезопасить себя и свою семью:

✔️мойте руки с мылом, пользуйтесь антисептиком, не трогайте руками лицо, глаза, рот и нос;
✔️по возможности оставайтесь дома, если нужно выйти за предметами первой необходимости – соблюдайте дистанцию с другими людьми, используйте маску и перчатки;
✔️не забывайте проветривать и делать влажную уборку;
✔️если вы простудились, повышается температура, есть кашель и затрудненное дыхание, вызовите врача;
✔️придерживайтесь рекомендаций органов здравоохранения и мер карантина;

2. Изучите статистику по коронавирусу, в основном мы паникуем от неизвестности:

✔️в зоне риска пожилые люди и люди с тяжелыми хроническими заболеваниями;

3. Соблюдайте информационную гигиену:

✔️доверяйте только проверенным источникам;
✔️меньше вовлекайтесь в разговоры и дискуссию о коронавирусе, нагнетающие панику;
✔️не концентрируйтесь на плохих новостях, в мире происходит много хорошего, например читайте истории о том, как люди в разных странах поддерживают друг друга;
✔️проводите меньше времени в интернете, монотонные домашние дела хорошо отвлекают от тревожных мыслей;

4. Не пытайтесь контролировать то, на что не можете повлиять:

✔️ощущение бессилия только растет, если вы пытаетесь контролировать ситуацию с коронавирусом, признайте свои ограничения и делайте только то, что от вас зависит;
✔️вы все еще можете выбирать, что вам делать в сложившейся ситуации, например займитесь делами, которые давно откладывали;

5. Позаботьтесь о себе:

✔️ перейдите на удаленную работу, дистанционное обучение;
✔️научитесь высыпаться, плохой сон снижает иммунитет;
✔️отвлекитесь и проведите время интересно – делайте зарядку, начните читать новую книгу, смотрите фильмы, пересадите цветы, приготовьте что-нибудь вкусненькое, разберите завалы в шкафу;
✔️займитесь любимым делом или сделайте то, что давно откладывали;

Помните, паника – это страх неизвестного будущего. Чтобы с ней справиться, нужно сконцентрироваться на том, что есть здесь и сейчас.

Как сказал Соломон: «Всё пройдёт! И это тоже!»

Берегите себя и своих близкий! Оставайтесь дома!

Если Вы не справляетесь с тревогой, Вы всегда можете обратиться за консультацией к школьным психологам.

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому.

( 0 )
Создано: 13 февраля 2021
Обновлено: 05 марта 2021 Опубликовано: 13 февраля 2021
Автор: Владимир Просмотров: 15
  • Печать
  • E-mail

Короновирус, карантин, самоизоляция, дистанционное обучение в школе — эти, еще месяц назад, малознакомые слова неожиданно вошли в нашу жизнь, резко изменили ее привычный ход и вызывали много тревожных переживаний.

Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, Вы будете вовлекаться в процесс, и это возможно вызывает у вас тревогу. Но необходимо успокоиться и постараться передать спокойный эмоциональный фон ребенку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется!

Начинать всегда сложно. Именно поэтому предлагаем несколько рекомендаций по самоорганизации детей (и родителей) в режиме дистанционного обучения.

1. Подготовьте для ребенка рабочее место. Письменный стол должен достаточно хорошо освещаться, на нем должно быть достаточно места для расположения компьютера и учебных принадлежностей. Очень важно, чтобы вокруг рабочего места был порядок, настраивающий на рабочий лад. Позаботьтесь о технической стороне вопроса, чтобы компьютер (планшет, телефон) был в рабочем состоянии, а интернет не подвел в ответственный момент.

2. Зарегистрируйтесь и ознакомьтесь с образовательной платформой заранее вместе с ребенком. Это исключит эффект неожиданности.

3. Спланируйте день, составьте для ребенка расписание занятий. Старайтесь придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения школы. Следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Дистанционное обучение — это не каникулы. Ребенок может дать себе незначительные поблажки, но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет ребенку в первые же дни почувствовать ритм учебы.

4. Создайте рабочую обстановку. Старайтесь первое время контролировать ребенка во время занятий, исключите все, что может ребенка отвлекать (выключите телевизор в комнате, обеспечьте тишину, отключите уведомления в мессенджерах, удалите животных из комнаты и пр.)

5. Во время занятий не забывайте о том, что ребенку необходимы перерывы: 5–10 минут между уроками и 30 минут через каждые 2–4 часа занятий.
8. Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Можно каждое небольшое достижение записывать на цветные листочки и прикалывать к пробковой доске. Наглядно видно, как ребенок поработал. Старшеклассникам можно делать следующее: писать все задания, которые надо сдать, на цветные листочки и, по мере выполнения, снимать их с доски.
9. Физическая нагрузка и гигиена. В течение дня у ребенка обязательно должна присутствовать физическая нагрузка. Делайте зарядку, гимнастику. Не забывайте регулярно провертывать помещение. Глаза также должны отдыхать от яркого монитора компьютера. Полезно выполнять гимнастику для глаз, в интернете много вариантов.
10. Обратная связь. Будьте на связи с педагогом, задавайте вопросы учителю, если вам что-то непонятно. И не переживайте, для педагогов школ это тоже новый опыт. Они волнуются не меньше вас.

И, наконец, не забывайте, что результат дистанционного обучения напрямую зависит от вашей способности к самоорганизации! Впереди у вас не месяц каникул, а месяц обучения, просто в необычной форме.

Перед тем, как начать что-то новое всегда волнительно и тревожно. И есть один способ справиться с этим состоянием – начать!

Дорогие ученики, начинайте учиться в новом, интересном формате!

И, конечно, берегите себя и будьте здоровы!

Как сохранить психическое и физическое здоровье при пандемии.

( 0 )
Создано: 12 февраля 2021
Обновлено: 05 марта 2021 Опубликовано: 12 февраля 2021
Автор: Владимир Просмотров: 23
  • Печать
  • E-mail

Из-за стремительного распространения пандемии новой коронавирусной инфекции мы столкнулись с большим количеством ограничений, которые повлияли на привычный ритм нашей жизни. Все это провоцирует тревогу, беспокойство и волнение, которые сопровождается чувством бессилия и невозможности повлиять на происходящее. Подобный вирус — явление действительно серьезное. Однако паника ни в коем случае не помогает, а, наоборот, лишает возможности действовать разумно. Тогда как способность трезво мыслить дает возможность уберечь себя и близких от заражения. Если вы чувствуете, что вас гнетёт окружающий информационный фон, что вас часто посещают тревожные мысли, вы совершаете импульсивные «панические» действия (например, оптовые покупки), то эти рекомендации для вас.

1. Прежде всего, снизьте потребление информационных материалов, нагнетающих панику. Получайте информацию о ситуации с пандемией только в достоверных источниках (официальный сайт ВОЗ, Роспотребнадзора, Минздрава и пр.). Игнорируйте информацию тех, кто сеет панику или, наоборот, демонстрирует презрение к общепринятым правилам и мерам безопасности.

2. Верните себе контроль над ситуацией. Подумайте, что вы можете сделать лично,  чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Панику часто останавливают знания и действия.

- Сделайте список ваших личных мер против угрозы эпидемии мер: мытье рук, проветривание помещения, дезинфекция поверхностей (например, дверных ручек). Отмечайте галочками, что удалось сделать. Это вернет чувство контроля над своей жизнью и объективное влияние на ситуацию в рамках зоны вашей ответственности. Вы делаете то, что можете и то, что должны делать.

- Запаситесь едой на небольшое время (порядка 10–14 дней), больше вряд ли необходимо! Продукты совершенно точно будут доступны и дальше, если каждый будет вести себя разумно и ответственно. Даже при серьезных карантинах походы граждан по магазинам при условии соблюдения личной техники безопасности (маска, перчатки, минимизация касания лица руками и т. п.) не запрещаются.

- Оцените ресурсы, которыми вы располагаете: деньги, навыки, имущество, поддержка родственников и друзей. Выпишите, что вы умеете, кто сможет вам помочь, хотя бы временно, из-за чего именно вы чувствуете себя в опасности и как можно подстраховаться заранее.

-  Прикиньте, как может выглядеть ваша жизнь через год. Через два или три. Мечтайте. Стройте планы. Это важно для поддержания самочувствия и контроля над жизнью. Все равно мы будем жить. Как именно – это наш выбор.

3. Используйте любые практики релаксации, чтобы снизить стресс и беспокойство (медитации, дыхательные техники, телесная гимнастика). Преодолеть панику, тревогу хорошо помогают дыхательные упражнения. Приведём пример несложного упражнения, которое Вы сможете выполнить самостоятельно:

При первом выполнении сядьте, примите наиболее удобную позу. Расположите одну руку в области пупка, а другую положите на грудь (эту часть нужно делать только в начале освоения техники, при первом выполнении, для того чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и верные ощущения). Делаем глубокий вдох, вначале которого немного выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь (совершаем волнообразное движение). Вдох длится не менее 2 секунд. Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, т. е. делаем паузу.  Выдыхаем медленно и плавно в течение 3 секунд, не менее (выдох обязательно должен быть длиннее вдоха).  Затем снова глубокий вдох, без паузы, т. е. повтор цикла. Повторяем 2–3 подобных цикла (предел – до пяти за один подход).

Для выполнения дыхательной техники саморегуляции необходимо выделить некоторое (совсем незначительное) количество времени и использовать данную технику не только в неприятных ситуациях, но и в течение дня несколько раз (до 10–15), уделяя ей максимум 1 (одну) минуту. Просто и эффективно. Отвлекаясь от текущей работы всего на один миг, вы разгружаете свое сознание, освобождаете его от текущих дел, а это приводит к восстановлению сил и сохранению работоспособности. Кроме того, в момент выполнения техники вы приходите в расслабленное эмоциональное состояние.

4. Поддерживайте физическую активность. По возможности выходите на небольшие прогулки, поддерживайте физическую активность в домашних условиях (занятие фитнесом, йогой, обычной физкультурой и пр.)  Если Вы работаете сидя, то заводите таймер на 40 минут, вставайте со стула, делайте физические упражнения. Используйте любую возможность для регулярного движения.

5. Применяйте техники работы с иррациональным мышлением и катастрофизацией с помощью юмора и рациональных аргументов.

6. Совладать с негативными переживаниями, связанными с социальной изоляцией, Вам поможет планирование своего времени, проведенного дома. Свободное время – это прекрасная возможность сделать то, о чем Вы мечтали давно. Учитесь, осваивайте новое. Если вы давно хотели пройти онлайн-курс, но не было времени, то сейчас оно наступило. Вспомните о своих хобби – рисуйте, танцуйте, пишите рассказы. Творчество и обучение – отличный способ вернуть себе контроль над жизнью.

Нехватку общения Вы можете компенсировать, поддерживая онлайн-связь со своими друзьями и семьей. Вы можете организовать онлайн-группы для обсуждения интересных тем, совместного просмотра фильмов, взаимной поддержки

7. Отмечайте хорошее в каждом дне, пусть самое минимальное. Разговор с другом/подругой, чтение интересной книги, зарядка, игра с детьми, красивый закат из окна, запах ароматической свечи – все годится для такого списка в конце дня.

8. Если уровень вашей тревоги настолько высок, что не позволяет вести нормальный образ жизни, обращайтесь за помощью к специалисту.

Как поддержать человека, который очень волнуется?

Как правило, люди в таком состоянии главным образом нуждаются в том, чтобы их поняли. Поэтому поддерживать — значит слушать (по телефону или видеосвязи), давать возможность человеку выразить свои чувства, принимать их такими, какие они есть. Не спорить и не пытаться что-то ему доказать. Отвечать на вопросы и давать советы, только если человек об этом просит. Вербально и невербально отражать его чувства, то есть показывать, что они важны и понятны. Таким образом, мы говорим человеку, что мы понимаем нормальность его переживаний. Это очень важно.

В целом главное — больше слушать, чем говорить о себе. Если вам захочется в ответ поделиться своим опытом, то это тоже можно сделать с поддерживающим намерением: рассказать, что с вами происходит что-то похожее. Другое дело, если вы волнуетесь так же сильно, как и ваш друг. Тогда, скорее всего, вы его эмоционально заразите — и вы оба начнете нервничать только сильнее. Поэтому важно, чтобы вы были спокойнее. Разделяя чувства человека, вы даете ему поддержку, но отдаете себе отчет в том, что происходит, что надо делать. В такой ситуации человек может, наоборот, «заразиться» вашим спокойствием.

Жизнь по природе своей непредсказуема, и всегда есть шанс, что произойдет что-то, чего мы не учли. Людям, которые сейчас страдают от безответных вопросов, мы рекомендуем оглянуться и вспомнить ситуации большой неопределенности, в которых они уже оказывались, — и то, как они с ними справились, что им помогло. Опирайтесь на свои собственные ресурсы. Поговорите с друзьями и теми, кого вы уважаете, кому вы доверяете. Узнайте, какие у них есть способы.

Важно помнить, что подобные вспышки время от времени происходят во всем мире. И хотя они могут быть действительно страшными, реальные шансы заразиться малы, если принимать меры предосторожности, основанные на здравом смысле.

Развивающие игры с детьми младшего школьного возраста.

( 0 )
Создано: 12 февраля 2021
Обновлено: 04 марта 2021 Опубликовано: 12 февраля 2021
Автор: Владимир Просмотров: 16
  • Печать
  • E-mail

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из важных периодов в развитии ребенка. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Переступив порог школы, ребенок переходит к деятельности учения. Однако, игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Специальные занятия, с использованием развивающих игр, способствуют развитию умственных способностей школьников, совершенствованию и тренировки их памяти и мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам.

Познакомимся с некоторыми играми, которые способствуют развитию познавательной сферы младшего школьника.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.  В дошкольном возрасте ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью и необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него.

В период обучения в начальной школе память ребенка становится более произвольной. Для того, чтобы запомнить, ребенок использует способ многократного повторения материала при дроблении его на части, то есть использует механическую память. В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, такой метод запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. В средней школе, когда объем изучаемого материала увеличивается, прием механического заучивания приводит к перегрузкам, поэтому ребенок, за период обучения в начальной школе, должен постепенно овладеть приемами смыслового запоминания, развивать словесно-логическую память. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.

Давайте разберём несколько игр, способствующих развитию памяти.

«Подбери картинку»

Материал к заданию: для ребенка подготовить набор картинок (15-18) с изображениями различных предметов.

Далее, родитель предлагает запомнить ребенку слова, используя следующую инструкцию: «Сейчас ты будете запоминать слова. Чтобы их легче было запомнить, нужно выбрать картинку, которая поможет тебе в будущем вспомнить слово. Предметы, обозначаемые словами, которые я буду тебе называть, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую картинку, которая сможет напомнить это слово. Чтобы выбрать такую картинку, надо попытаться установить какую-либо связь между заданным для запоминания словом и картинкой. Отобранные картинки отложи в сторону».

Через 15–20 минут после запоминания осуществляется воспроизведение запомненных слов. Для этого ребенок смотрит на первую картинку и называет первое слово, затем смотрит на вторую картинку и называет второе слово и т. д.

Примерные слова для запоминания:

пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Картинки: вилка, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, брюки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

«Запомни фигуры»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения карандаш.

Родитель говорит ребенку, что ему предстоит научиться запоминать фигуры по их частичному изображению (знакам). Для пояснения родитель рисует на доске комбинацию фигурок и их знаков.

Каждая фигура и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигуры.

На листе бумаги, который получает ребенок, нарисованы парами фигуры и их знаки. Нужно внимательно посмотреть на эти пары и запомнить их. Дается 3 минуты на запоминание 10 пар изображений. Работа начинается по сигналу «Начали!», а заканчивается по сигналу «Стоп!». Лист у ребенка забирается и одновременно раздается бланк для воспроизведения. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустых клетках против соответствующей фигуры ее знак. Время на припоминание не ограничивается. Разрешается исправлять нарисованное.

«Объедини по смыслу»

Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2–3 группы.

Ребенку говорится, что нужно научиться запоминать длинный ряд слов. Для этого слова, которые будут называться, нужно мысленно объединить в группы по смыслу, что облегчает запоминание. Затем слова, которые ребенок запомнил, нужно записать в столбики по их схожести.

Набор слов для запоминания: машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

(Можно разделить на 3 группы- «транспорт», «овощи», «источники света».)

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. В этом возрасте ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. В младшем школьном возрасте ребенок начинает управлять собственным вниманием, начинает формироваться произвольное внимание, т. е. внимание, которое требует волевых усилий. В начальных классах начинают развивается свойства внимания, которые определяют успешность обучения в этом возрасте. Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам: для математики важен объем внимания, для русского языка – распределение внимания, для чтения – устойчивость. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьника по разным предметам.

Рассмотрим несколько игр, способствующих развитию внимания:

«Крестики, точки». Перед началом выполнения заданий ребенку дается бланк с изображением кружков и треугольников. Ему объясняют, что по сигналу «Начали!» он должен как можно быстрее, просматривая фигуры первой части по рядам слева направо, в каждом кружке поставить знак « + », а в каждом треугольнике –знак «минус». Пропуск нужной фигуры или неправильная постановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить. Затем ребенок просматривает фигуры во второй части таблицы, под чертой. Но теперь они должны в кружках ставить знак «минус», а в треугольниках — знак «+». По сигналу «Начали!» ребенок начинает выполнять работу в течение 1,5 мин, по окончании следует команда «Стоп!».

«Вычеркивай буквы и слушай». Материал к заданию: подготовить бланк с рядами напечатанных букв. После сигнала учителя «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например, «а»). Одновременно с вычеркиванием буквы ученики слушают сказку или рассказ, которую (ый) читает родитель. Задача учеников — правильно вычеркивать букву и следить за содержанием читаемого. Через 5 мин. после начала работы родитель дает сигнал «Стоп!» и выясняет у ребенка, о чем читал он, что он поняли из содержания и сколько букв пропустил или неправильно зачеркнул.

«Стенографы». Материал к заданию: лист бумаги, карандаш. Детям читают какой-либо рассказ в течение 1–2 мин. Каждый ребенок должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета пять слов отмечать квадратом с одной диагональю внутри. Ответы учеников сравниваются. Побеждает тот, кто безошибочно определит количество слов в рассказе.

«Назови по порядку». Материал к заданию: 2–3 таблицы с числами от 1 до 25. Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания — отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Рассмотрим несколько упражнений, направленных на развитие мышления в младшем школьном возрасте:

Упражнение 1. Чем похожи? Чем отличаются?

Развивает умение сравнивать

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.

Упражнение 2. Кто назовет больше признаков?

Развивает умение выделять существенные признаки

В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

Упражнение 3.  «Формирование определений»

Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления.

Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение 4. «Поиск аналогов»

Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.

Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побеждает тот. кто назвал наибольшее число групп аналогов

Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов»

Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размере и степени комфорта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.

Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам»

Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два – три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери» (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет) Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов.

Вы можете использовать сайты, на которых Вы найдете множество интересных, развивающих игр для Вас и Ваших детей:

  1. Викиум https://wikium.ru/;
  2. Развивающие компьютерные игры детского портала «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html;
  3. Психологический центр «Адалин», развивающие программы для детей: http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua, http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml, http://www.effecton.ru/758.html;
  4. Упражнения для развития памяти младших школьников: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov/page-3.html.

Страница 1 из 2

  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперёд
  • В конец
  • Главная
  • Школа
  • Воспитательная работа
  • Интернет-консультация психолога
Яндекс.Метрика

Специальная версия для людей с ограниченными возможностямиslab vid

Test

© 2021 School47krd.ru. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
Copyright © МБОУ СОШ № 47 2021 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com