Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из важных периодов в развитии ребенка. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Переступив порог школы, ребенок переходит к деятельности учения. Однако, игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Специальные занятия, с использованием развивающих игр, способствуют развитию умственных способностей школьников, совершенствованию и тренировки их памяти и мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам.
Познакомимся с некоторыми играми, которые способствуют развитию познавательной сферы младшего школьника.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. В дошкольном возрасте ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью и необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него.
В период обучения в начальной школе память ребенка становится более произвольной. Для того, чтобы запомнить, ребенок использует способ многократного повторения материала при дроблении его на части, то есть использует механическую память. В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, такой метод запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. В средней школе, когда объем изучаемого материала увеличивается, прием механического заучивания приводит к перегрузкам, поэтому ребенок, за период обучения в начальной школе, должен постепенно овладеть приемами смыслового запоминания, развивать словесно-логическую память. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.
Давайте разберём несколько игр, способствующих развитию памяти.

«Подбери картинку»
Материал к заданию: для ребенка подготовить набор картинок (15-18) с изображениями различных предметов.
Далее, родитель предлагает запомнить ребенку слова, используя следующую инструкцию: «Сейчас ты будете запоминать слова. Чтобы их легче было запомнить, нужно выбрать картинку, которая поможет тебе в будущем вспомнить слово. Предметы, обозначаемые словами, которые я буду тебе называть, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую картинку, которая сможет напомнить это слово. Чтобы выбрать такую картинку, надо попытаться установить какую-либо связь между заданным для запоминания словом и картинкой. Отобранные картинки отложи в сторону».
Через 15–20 минут после запоминания осуществляется воспроизведение запомненных слов. Для этого ребенок смотрит на первую картинку и называет первое слово, затем смотрит на вторую картинку и называет второе слово и т. д.
Примерные слова для запоминания:
пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Картинки: вилка, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, брюки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.
«Запомни фигуры»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения карандаш.
Родитель говорит ребенку, что ему предстоит научиться запоминать фигуры по их частичному изображению (знакам). Для пояснения родитель рисует на доске комбинацию фигурок и их знаков.
Каждая фигура и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигуры.
На листе бумаги, который получает ребенок, нарисованы парами фигуры и их знаки. Нужно внимательно посмотреть на эти пары и запомнить их. Дается 3 минуты на запоминание 10 пар изображений. Работа начинается по сигналу «Начали!», а заканчивается по сигналу «Стоп!». Лист у ребенка забирается и одновременно раздается бланк для воспроизведения. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустых клетках против соответствующей фигуры ее знак. Время на припоминание не ограничивается. Разрешается исправлять нарисованное.
«Объедини по смыслу»
Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2–3 группы.
Ребенку говорится, что нужно научиться запоминать длинный ряд слов. Для этого слова, которые будут называться, нужно мысленно объединить в группы по смыслу, что облегчает запоминание. Затем слова, которые ребенок запомнил, нужно записать в столбики по их схожести.
Набор слов для запоминания: машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
(Можно разделить на 3 группы- «транспорт», «овощи», «источники света».)

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. В этом возрасте ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. В младшем школьном возрасте ребенок начинает управлять собственным вниманием, начинает формироваться произвольное внимание, т. е. внимание, которое требует волевых усилий. В начальных классах начинают развивается свойства внимания, которые определяют успешность обучения в этом возрасте. Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам: для математики важен объем внимания, для русского языка – распределение внимания, для чтения – устойчивость. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьника по разным предметам.
Рассмотрим несколько игр, способствующих развитию внимания:

«Крестики, точки». Перед началом выполнения заданий ребенку дается бланк с изображением кружков и треугольников. Ему объясняют, что по сигналу «Начали!» он должен как можно быстрее, просматривая фигуры первой части по рядам слева направо, в каждом кружке поставить знак « + », а в каждом треугольнике –знак «минус». Пропуск нужной фигуры или неправильная постановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить. Затем ребенок просматривает фигуры во второй части таблицы, под чертой. Но теперь они должны в кружках ставить знак «минус», а в треугольниках — знак «+». По сигналу «Начали!» ребенок начинает выполнять работу в течение 1,5 мин, по окончании следует команда «Стоп!».
«Вычеркивай буквы и слушай». Материал к заданию: подготовить бланк с рядами напечатанных букв. После сигнала учителя «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например, «а»). Одновременно с вычеркиванием буквы ученики слушают сказку или рассказ, которую (ый) читает родитель. Задача учеников — правильно вычеркивать букву и следить за содержанием читаемого. Через 5 мин. после начала работы родитель дает сигнал «Стоп!» и выясняет у ребенка, о чем читал он, что он поняли из содержания и сколько букв пропустил или неправильно зачеркнул.
«Стенографы». Материал к заданию: лист бумаги, карандаш. Детям читают какой-либо рассказ в течение 1–2 мин. Каждый ребенок должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета пять слов отмечать квадратом с одной диагональю внутри. Ответы учеников сравниваются. Побеждает тот, кто безошибочно определит количество слов в рассказе.

«Назови по порядку». Материал к заданию: 2–3 таблицы с числами от 1 до 25. Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания — отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Рассмотрим несколько упражнений, направленных на развитие мышления в младшем школьном возрасте:
Упражнение 1. Чем похожи? Чем отличаются?
Развивает умение сравнивать
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.
Упражнение 2. Кто назовет больше признаков?
Развивает умение выделять существенные признаки
В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
Упражнение 3. «Формирование определений»
Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления.
Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.
Упражнение 4. «Поиск аналогов»
Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.
Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побеждает тот. кто назвал наибольшее число групп аналогов
Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов»
Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.
Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размере и степени комфорта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.
Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам»
Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.
Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два – три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери» (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет) Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов.
Вы можете использовать сайты, на которых Вы найдете множество интересных, развивающих игр для Вас и Ваших детей:
- Викиум https://wikium.ru/;
- Развивающие компьютерные игры детского портала «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html;
- Психологический центр «Адалин», развивающие программы для детей: http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua, http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml, http://www.effecton.ru/758.html;
- Упражнения для развития памяти младших школьников: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov/page-3.html.